Правомерно ли увольнение и расторжение срочного трудового договора с работницей в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника? Должны ли ее предупредить о предстоящем увольнении?
Ответ - Согласно ч.З ст. 261 ТК РФ допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья).
Пунктом 2 ст. 77 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) одним из оснований прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 Трудового Кодекса РФ), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.
Согласно ст.79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Таким образом, данная норма регулирует отношения, возникающие при наступлении определенного события-истечения установленного срока действия трудового договора в связи с выходом на работу отсутствующего работника. Это обстоятельство не связано с инициативой работодателя и наступает независимо от его воли. Увольнение работника, связанное с выходом на работу временно отсутствовавшего работника, не является увольнением по инициативе работодателя.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации работодатель вправе уволить работника в день выхода на работу временно отсутствовавшей работницы, так как увольнение в этом случае не признается увольнением по инициативе работодателя.
- По каким основаниям прекращается действие трудового договора в случае призыва работника на военную службу или направления его на альтернативную гражданскую службу?
Ответ - В силу пункта 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ призыв на военную службу или направление на альтернативную гражданскую службу являются обстоятельствами, по которым трудовые отношения с работником прекращаются вне зависимости от воли работника и работодателя.
О том, кто из работников подлежит призыву на военную службу, а кто освобожден от исполнения воинской обязанности или имеет отсрочку, работодатель должен быть осведомлен на основании данных воинского учета, который следует вести в организации согласно требованиям Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
- Вправе ли ресурсоснабжающая организация ограничить (приостановить) подачу коммунального ресурса в дом, если управляющий домом (исполнитель коммунальных услуг) имеет просрочку по оплате коммунального ресурса?
Ответ - Такое право у ресурсоснабжающей организации (далее - РСО) есть, но реализовать его обычно невозможно, поскольку ограничение (приостановление) подачи коммунального ресурса не должно приводить к ограничению (приостановлению) предоставления коммунальных услуг потребителям - добросовестным плательщикам.
Согласно пункту 29 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, в договоре ресурсоснабжения предусматривается порядок приостановления и ограничения по¬дачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед РСО за коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за один расчетный месяц.
Этот порядок должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг. Поскольку РСО отвечает за поставку коммунального ресурса до границы общего имущества в много¬квартирном доме и внешних сетей инженерно-технического обеспечения, она вправе технически ограничить и приостановить подачу коммунального ресурса до этой границы.
Однако ввиду того, что коммунальный ресурс подается в многоквартирный дом через один ввод и затем доставляется во все помещения дома, ограничение и приостановление подачи ресурса в дом в целом нарушат права тех потребителей, которые не имеют долгов по оплате коммунальных услуг.
Такого нарушения может не быть при ограничении подачи коммунального ресурса при условии, что исполнитель одновременно ограничит (приостановит) предоставление коммунальных услуг потребителям-должникам, соблюдая порядок, предусмотренный действующим законодательством.
- Возможно ли собственникам помещений в многоквартирных домах принимать участие в снятии показаний коллективных приборов учета?
Ответ - Действующее жилищное законодательство не содержит норм, на-прямую регламентирующих возможность доступа потребителей к самим приборам учета и снятия непосредственно с них показаний. При этом подпунктом «е» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, предусмотрено, что потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения должна быть предоставлена возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, которые заносятся управляющей организацией в журнал учета.
Таким образом, в настоящее время потребителям напрямую предоставлена лишь возможность ознакомления с данными, содержащимися в журнале учета.
Вместе с тем, к правовым механизмам, с помощью которых собственники помещений имеют право осуществлять контроль за деятельностью обслуживающих организаций, относятся: общее собрание собственников помещений в много¬квартирном доме; договоры управления многоквартирным домом, заключаемые с каждым собственником помещений в доме, на условиях, указанных в решении общего собрания (в соответствии с требованиями ст. 162 Жилищного кодекса РФ).
Исходя из положений статьи 36 Жилищного кодекса РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Согласно пункту 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.
Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, отопления, электроснабжения, включающие в себя коллективные (общедомовые) приборы учета соответствующих коммунальных ресурсов.
Таким образом, исходя из буквального смысла указанных норм законодательства общее собрание собственников вправе обсудить вопрос о порядке пользования общим имуществом, включая коллективные (общедомовые) приборы учета, в том числе об осуществлении контроля за показаниями общедомовых приборов учета и принять решение о его необходимости, а также о формах такого контроля, о лицах, которые будут осуществлять такой контроль (это может быть как председатель совета многоквартирного жилого дома, любой из членов такого совета, так и любой собственник(ки), наделенные общим собранием такими полномочиями), о периодичности проверок, о порядке документирования их результатов, о местонахождении этих документов, о возможности и порядке ознакомления всех собственников с их содержанием.
Общее собрание также может принять решение о необходимости включения в договоры собственников с управляющей компанией, ТСЖ, жилищным кооперативом положений о праве собственников (выбранных собранием, например, специальной контрольной комиссии либо всех собственников без исключения, если собрание посчитает необходимым) регулярно осуществлять проверки приборов учета как для снятия показаний, так и для контроля за их сохранностью, чтобы отслеживать, что именно осуществляет управляющая компания (УК, ТСЖ) с этими приборами.
- Имеют ли право на бесплатное получение лекарственных препаратов родители (законные представители) детей в возрасте до 3-х лет)?
Ответ - Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 (ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Так, согласно утвержденному Перечню дети первых трех лет жизни и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
- Каков порядок исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов судебными приставами при установлении места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника?
Ответ - После возбуждения исполнительного производства судебный при¬став-исполнитель извещает должника о вызове на прием с требованием об оплате задолженности по алиментам, предоставлением соответствующей информации (сведений о месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов, месте жительства и т.д.), необходимой для исполнения исполнительного документа.
При необходимости судебный пристав-исполнитель принимает меры для установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника, запрашивая соответствующую информацию в территориальных отделениях ПФР и налоговых органах.
В случае установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника судебный пристав-исполнитель выносит постановление об об¬ращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.
По неоконченному исполнительному производству при наличии задолженности либо при недостаточности заработка и (или) иного дохода должника судебный пристав-исполнитель принимает меры по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а также на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.
В случае, если в отношении должника возбуждено сводное исполнительное производство, очередность удовлетворения требований взыскателей, предъявивших на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, определяется положениями ст. 111 Федерального закона «Об исполни¬тельном производстве».
Требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь на¬ряду с требованиями по возмещению вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, ущерба, причиненного преступлением, компенсации морального вреда.
- Какая ответственность грозит лицу за приобретение товаров с приспособлениями для негласного получения информации (скрытыми камерами, диктофонами)?
Ответ - 07 декабря 2011 года в Уголовный Кодекс РФ введена ст. 138.1, предусматривающая уголовную ответственность не только за сбыт и оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, но и за их приобретение.
Правительством РФ 01 июля 1996 года утвержден перечь технических средств, подпадающих под указанную категорию. К ним относятся:
1. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации.
2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования.
3. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров.
4. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.
5. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.
6. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов.
7. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.
8. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.
9. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и пере¬дачи.
10. Специальные технические средства для негласной идентификации личности.
На практике, наиболее распространенным в быту указанными средствами являются так называемые «скрытые камеры», замаскированные под предметы обихода или канцелярские принадлежности (ручки, брелки, очки и т.п.).
Преступление будет считаться оконченным с момента производства или приобретения или сбыта. Сбыт подразумевает продажу указанных технических средств, дарение или иные способы реализации. Приобретение означает их возмездное или безвозмездное получение, в том числе через отделения почтовой связи и сеть Интернет.
При этом для квалификации действий не имеет значения, с какой именно целью было приобретено соответствующее техническое средство.
Так, приговором Ленинского районного суда г.Чебоксары М. признан виновным в незаконном приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, то есть в совершении преступления, предусмотренного ст. 138.1 УК РФ.
Судом установлено, что М. через сеть Интернет зашел на один из популярный сайтов по купле-продаже товаров и совершил заказ авторучки со встроенной скрытой видеокамерой и микрофоном, перечислив денежные средства продавцу, находящемуся в другом государстве. В последующем продавец отправил указанный товар путем почтовой пересылки на адрес места жительства М., который последний получил. Заключением проведенной экспертизы установлено, что указанная ручка является специальным техническим средством по признаку камуфлирования под предмет другого функционального назначения, оборот которого на территории России запрещен.
Суд назначил наказание М. в виде штрафа в размере 40 000 рублей. При этом доводы осужденного о том, что указанную ручку он планировал использовать в быту, а не как средство негласно сбора информации, во внимание судом приняты не были.
Таким образом, обращаем внимание на повышенную ответственность граждан при решении вопросов о приобретении товаров, которые могут быть отнесены к указанной, запрещенной к обороту на территории страны, категории.
- Мужу почтой регулярно присылают письма с обещаниями крупного выигрыша (1 миллион рублей). С августа прошлого года он почти всю пенсию тратит на ненужные товары и книги. Являются ли подобные обещания и лотереи мошенничеством?
Ответ - Ваш муж вправе не покупать продукцию, предлагаемую некими лицами. Доказать, что подобные действия являются мошенничеством довольно затруднительно, поскольку гражданин оплачивает товар, который в действительности получает. Поскольку гражданским законодательством установлен принцип свободы договора, цена товара у разных продавцов может быть различной.
Вместе с тем, предпринимательская деятельность должна осуществляться на законных основаниях юридическими лицами или гражданами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей. Не всегда подобные письма позволяют установить конкретное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, которые реализуют товар. Если такая деятельность осуществляется на систематической основе частными лицами без регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности, в их действиях усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)) или преступления, предусмотренного статьей 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), если это сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (превышающим 1,5 млн. рублей).
В связи с этим Вы можете обратиться с заявлением в органы внутренних дел для проведения проверки и установления возможного наличия фактов осуществления незаконной предпринимательской деятельности.